ГОРОДСКИЕ УКРЕПЛЕНИЯ расположены по внешней кромке обрывистых скал овального полуострова, образуемого петлей реки Смотрич (1,5 х0,7 км), и возведены в ХIV-ХIII вв. Они состояли из стен и многочисленных башен. Наибольший интерес представляют уникальные не только для украинской архитектуры комплексы въездных Русских и ПОЛЬСКИХ ВОРОТ. Они состоят из барбакана надвратных и нескольких глухих башен усиления обороны, расположенных на обеих берегах реки Смотрич. Такая система их размещения позволяла создать шлюзы, дававшие возможность в случае военной опасности поднимать уровень воды в реке на несколько метров. Надвратные башни имели подъемные мосты и опускные решетки. Их облик так же разнообразен и живописен, как и башен Замка. Вместе они составляют один из самых выдающихся памятников оборонного зодчества Украины.
ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (XV в.) в плане состоит из нефа с двумя полукруглыми конхами с юга и севера, алтарной апсиды, бабинца и притвора с башней над ним. Длина храма 20 м, ширина нефа 5 м, алтаря 4,10 м, притворов 4 м. Неф и конхи перекрыты четвертьсферическими сводами, а бабинец и притвор - полуциркульными с распалубками. Высота нефа до шелыги свода 6,75 м. Отсутствие каких бы то ни было архитектурных деталей и декора мастер компенсирует расчленением масс церкви, объединением призматических объемов с цилиндрическими, что создает живописную светотеневую игру, смягчает аскетичность форм здания. В отличие от внешнего облика интерьер церкви выглядел красочным и богатым благодаря иконостасу (не сохранился) и фрескам, покрывавшим когда-то все ее стены (сохранились только фрагменты).
ДОМИНИКАНСКИЙ КОСТЕЛ (ХУ-ХУШ вв.) первоначально был построен из дерева (1370). После пожара в 1420 г. сооружен каменный. В XVI-XVII вв. к нему были пристроены купольные часовни, которые до настоящего времени сохранили резной белокаменный декор в стиле Возрождения. В 1737 г. были начаты работы по реконструкции ансамбля архитектором Я. де Витте, после чего костел получил декор в стиле барокко. Главным композиционным акцентом постройки стала трехъярусная колокольня, откуда был устроен вход в костел, фланкированный двухколонным портиком; в завершении входа поставлены скульптуры. Извне здание имеет характерный облик в стиле барокко. В его интерьере видно объединение готических частей (алтарь), ренессансных (часовни) и барокко (главный неф), что придает ему оригинальный вид и большое своеобразие.
РАТУША (ныне музей, ХVI-ХVIII вв., реставрация 1951-1955). Первая ратуша в городе появилась в связи с предоставлением городу самоуправления по Магдебургскому праву. Первоначально сооружение состояло из двухэтажного дома и трехъярусной башни. В конце XVI - начале ХVII в. они были объединены путем пристройки по главному фасаду и между башней и старым домом двухэтажной части. В XVIII в., вероятно архитектором Я. де Витте, вместо старой была сооружена новая парадная лестница, вход акцентирован фронтоном, башня надстроена и украшена пилястрами ионического ордера. Контрастное сопоставление вертикали башни с двухэтажным объемом, аркада лестницы придают ратуше живописный вид.
Деревянная ВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (1799) расположена в урочище Корвасары. В плаве она трехчастная и состоит из квадратных срубов: нефа (6,5 хб,5 м), бабинца и алтаря (оба 4,5 х4,5 м). Боковые срубы перекрыты низкосрезанными четырехгранными пирамидальными сводами, а средний -восьмигранным верхом без залома, переход к которому осуществлен при помощи плоских парусов. Высота в интерьере до зенита верха 10 м. Вплотную к бабинцу церкви примыкает двухъярусная КОЛОКОЛЬНЯ, квадратная в плане (6 х6 м), типа "четверик на четверике", с восьмигранными слухами, расположенными почти под карнизом. Увенчана она шатровым верхом, четырехгранным в основании, переходящим с одной трети высоты в восьмигранный, который заканчивается декоративным фонариком и миниатюрным шатром с крестом. Вся высота колокольни с крестом 16 м. Соединение объемов церкви, отмеченных гармонией и равновесием горизонтальных и вертикальных членений, с колокольней органично, ибо хотя в ее структуре и преобладает высота, но в членениях масс присутствует та же особенность, что и в храме. Архитектурные формы и пропорциональный строй ставят оба этих памятника в ряд лучших произведений подольской школы деревянной народной архитектуры.
Текст взят из книги: "Памятники искусства Советского Союза. Украина
и Молдавия справочник-путеводитель автор и составигель альбома Г.Н.Логовин".
1989г.